Очередной объект спецпроекта «Легенды Воронежа» – Бринкманский сад на пересечении улиц Транспортной и Урицкого. Об этом месте знают немногие, а когда-то он был одним из самых великолепных мест отдыха в городе.
В первой половине ХIХ века территория будущего Бринкманского сада была пригородом. Здесь располагалась огромная дача Елизаветы Красовской, которую воронежцы называли Елизавет-Красовкой, а позже Елизавет-Красавкой. Хозяйка дачи была известным в городе человеком. Прославилась тем, что к 17 годам успела выйти замуж и развестись. После неудачного замужества Елизавета попросила назначить себе опекуна. На эту роль девушка выбрала полковника, командира Воронежских батальонов военных кантонистов Германа Карловича фон Бринкмана. Через некоторое время Елизавета продала новым родственникам дачу, и земли отошли к сыну опекуна Александру Бринкману.
В середине ХIХ века в огромной усадьбе Бринкманов имелись полутораэтажный дом, пара флигелей, амбар, конюшня и большой фруктовый сад. В 1853 году Бринкманы открыли сад для посещения. К тому времени единственным местом для гуляний был организованный в 1850 году городской сад (сейчас Первомайский – РИА «Воронеж»). Других вариантов для проведения досуга у воронежцев не было. Благоустроенный Бринкманский сад привлекал самую почтенную публику. Газета «Воронежские губернские ведомости» 4 июля 1853 года написала.
«К числу новостей прошлой недели следует отнести открытие нового гулянья в саду полковника фон Бринкмана близ Конского Бега. Здешние аллеи правильны и приятны. Ротонда, устроенная в середине одной из них, может служить местом для отдыха гуляющих, а при случае и залою для танцев. В главном павильоне открыта кондитерская Тени с запасом мороженого, лимонада и других удовольствий, предлагаемых за умеренную цену. Мы были изумлены, как наружностью сада, так и неожиданным стечением публики. Мы не помним ни одного гуляния в Воронеже, отличавшегося таким многолюдством, которое мы здесь наблюдали. С наступлением сумерек сад осветился огнями. На террасе главного павильона зажжен был щит с вензелем – изображением имени императрицы, а затем начались танцы под звуки духовой музыки. Гулянье продолжались почти до полуночи».
В последних десятилетиях XIX века из большого семейства Бринкманов в Воронеже жила лишь внучка Германа Карловича, Варвара, с детьми. Она управляла огромным фамильным хозяйством вплоть до революции 1917 года.
Для Воронежа Бринкманы сделали много. В 1877 году в их владениях устроили госпиталь для воинов, раненных в русско-турецкой войне. С годами дача Бринкманов стала центром будущего Привокзального поселка. Окрестные улицы получили имена членов многочисленного семейства: Варваринская, Додинская, Николаевская, Артемовская, Владимирская, Ниновская, Екатерининская, Зинаидинский переулок, Августовский переулок.
После революции почти все переименовали. Ниновская улица и Зинаидинский переулок объединили в Социалистическую улицу, Владимирская стала улицей Просвещения, а Георгиевский переулок – Школьным. Пропала с карты города и Бринкманская улица.
В Великую Отечественную войну в Бринкманском саду селились нацисты. В одном из домов расположился немецкий госпиталь. Скончавшихся в нем и погибших в боях солдат захватчики хоронили в Бринкманском саду. Местные старожилы помнят, как в углу сада, ближе к улице Транспортной, виднелись холмики – могилы нацистов. Только в начале 2000-х годов общественники подняли вопрос о том, что прямо в центре города в земле лежат останки немецких солдат. Им удалось добиться, чтобы поисковики провели в этом месте раскопки. Останки подняли и перезахоронили.
Сейчас от былого богатого наследия Бринкманов осталось немного. В Школьном переулке есть двухэтажный дом – бывший флигель из их усадьбы. Он требует серьезного ремонта, но впечатляет даже в таком состоянии.
– Жильцы этого дома рассказывали, как, прорубая какое-то отверстие в стене, обнаружили, что она полая. Внутрь с легкостью входил человек, мог там полностью уместиться, – рассказала краевед, основатель сообщества «Воронеж. Пешком» Ольга Рудева.
Сам Бринкманский сад сейчас не в лучшем состоянии. Снесены Дом культуры, ротонда и даже лавочки. Мэрия Воронежа начала реализовывать на этом месте проект «Сад любви», но он приостановился после установки ограды и кованых часов. Да и воронежцам не слишком понравилась идея создать «на костях» парк для молодоженов.
– Остается надеяться, что новая разумная идея когда-нибудь воплотится в жизнь, и старинный Бринкманский сад обретет былое великолепие, а странное для воронежцев название опять станет привычным, – заметила Ольга Рудева.